Житие прп. Саввы Освященного ясно показывает нам непреложность проводимой Богом нити через всю историю человечества.
Прп. Савва родился в V веке в благочестивой семье военачальника. С пяти лет ему пришлось жить на попечении сначала одного дяди, а затем другого, которые препирались между собой ради первенства в покровительстве богатому родственнику, имея в виду его наследство. В восемь лет Савва ушел в монастырь, дабы не быть яблоком раздора, отказавшись от наследства, и начал упражняться в исполнении послушаний, где, проявляя свойственные ему терпение и постоянство, он легко научился читать, изучил Священное Писание и через десять лет принял монашеский постриг, отказываясь возвращаться в мир, в намерении жизнь посвятить Богу. Духовно возрастая, он отправился в Иерусалим. Прп. Евфимий Великий прозрел будущего подвижника и направил Савву в монастырь со строгим общежительным уставом, где он до 30 лет был послушником. Пять лет он затем подвизался в пещере, где преуспел в молитве. Вокруг него стали собираться ученики, желающие иноческий жизни, и Савва основал монастырь, ставший основой Лавры, а потом и другие обители в Иорданской пустыне. Господь много способствовал их процветанию. По просьбе монахов палестинской пустыни Патриарх поставил Савву начальником созданных им в Палестине общежительных обителей.
Прп. Савва Освященный написал монастырский устав, получивший название «Иерусалимский», по которому совершалось богослужение в созданном им монастыре, а затем во всех Палестинских монастырях и по всему православному миру. По молитвам прп. Саввы было много чудес – в монастыре появлялся источник воды, в засуху проливался дождь, совершались многочисленные исцеления. Прожив долгую жизнь, прп. Савва мирно преставился к Богу. Мощи его пребывают поныне нетленными.
Житие прп. Саввы Освященного навевает мысль о том, что последняя цель человека – общение с Богом, а последняя цель Бога – спасение человека, которое возможно только при свободном волеизъявлении самого человека, выбирающего для своего спасения уединение, которое наиболее благоприятно для того, чтобы человеку духовно преобразиться, при условии исполнения устава, принятого многовековым опытом предшественников. Господь дает благодатную силу, и во время богослужения человек, обращаясь к Богу в молитвах с горящим сердцем, имеет возможность духовного исцеления. И только Господь может помочь пройти по этой тропе.
Подвиги, которые совершили такие святые как Савва Освященный, являют нашему поколению чудеса жертвенной любви к ближним, даже и в том случае, когда они согрешают пред нами и творят напасти, и становятся заложниками своего неразумия, попадая в беду. И преподобный Савва творил дела милосердия, невозможные без помощи Божией. По молитвам прп. Саввы Освященного многие и многие искатели правды Божией находили путь спасения, а затем и сами становились для других такими же помощниками и путеводителями. Пусть по его молитвам благодатный дождь прольется и в наше сухое и хладное сердце, и мы исполнимся духом кротости, смирения, терпения.
Иеромонах Александр (Фаут)
Назад