Санкт-Петербургская общественная организация "Общество памяти игумении Таисии"
Праволавная литература, богословие, богослужебные книги, акафисты
191144
Россия
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
ул Кирилловская, 11
+7 (812) 710 37 30
  У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ
У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ
У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ
  Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
  Ф. М. Достоевский – апостол Христа и проповедник бессмертия души
Ф. М. Достоевский – апостол Христа и проповедник бессмертия души
Ф. М. Достоевский – апостол Христа и проповедник бессмертия души
  C Рождеством Христовым!
C Рождеством Христовым!
C Рождеством Христовым!
  Лауреатом XIV Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» стало сочинение Константина Певцова «Большое путешествие» в 3 книгах
Лауреатом XIV Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» стало сочинение Константина Певцова «Большое путешествие» в 3 книгах
Лауреатом XIV Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» стало сочинение Константина Певцова «Большое путешествие» в 3 книгах
  Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
  Духовные основания нового мировоззрения
Духовные основания нового мировоззрения
Духовные основания нового мировоззрения
  САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
  Нелегкие судьбы хранителей водных артерий Санкт-Петербурга
Нелегкие судьбы хранителей водных артерий Санкт-Петербурга
Нелегкие судьбы хранителей водных артерий Санкт-Петербурга
  С Рождеством Христовым!
С Рождеством Христовым!
С Рождеством Христовым!

Вступление в Новый Завет с Богом

На восьмой день после Рождества родители принесли в храм Богомладенца для того, чтобы произвести обрезание, как было установлено для всех младенцев мужского пола согласно

2017-01-14

Санкт-Петербургская общественная организация "Общество памяти игумении Таисии"
191144
Россия
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
ул Кирилловская, 11
+7 (812) 710 37 30
Вступление в Новый Завет с Богом
Вступление в Новый Завет с Богом

Вступление в Новый Завет с Богом

14.01.2017

На восьмой день после Рождества родители принесли в храм Богомладенца для того, чтобы произвести обрезание, как было установлено для всех младенцев мужского пола согласно ветхозаветному закону, и Он получил имя Иисус, что значит «Спаситель». Это событие, которое мы празднуем вместе с Церковью с IV века, произошло в знак того, что Господь истинно воплотился, обрел человеческую плоть, ради того, чтобы искупить грехи человечества. Обрезание Господне – свидетельство отсечения человека от Ветхого Завета и вступления в Новый Завет с Богом, обретения возможности отсекать недостатки, присущие каждому, и идти по жизни духовно, соделываясь сотрапезниками вечной жизни.

В эти дни мы празднуем память святых, чья жизнь служит ярким примером выбора духовного пути и учит нас отсечению духа нечестия, исполнению евангельских заповедей и стяжанию Духа Святого.

sv-VasiliV.jpgСвятитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, родился в благочестивой семье в Каппадокии и смолоду был обучен елинской премудрости. Через пять лет обучения он направился в Афины и продолжал обучение у известного в то время ритора Еввула и, обладая прекрасными свойствами разума, усердия, целомудрия и чистоты, он быстро усвоил широкий круг предметов естествознания, географии, философии, софистики. Здесь вместе с ним около пятнадцати лет учились Григорий, который впоследствии был поставлен на кафедре в Назианзине, и Иулиан, ставший затем царем. Круг обширных познаний не устраивал Василия, и он отправился в Египет для изучения вопросов веры из Божественного Писания и целый год подвизался в монастыре у архимандрита Порфирия. Он объездил Египет, Сирию, Палестину, общаясь с христианскими подвижниками, и Новозаветный мир христианского учения в полной мере открылся ему. Он возжелал посетить Иерусалим, по дороге привлекая к вере многих, путающихся в лабиринтах софистики, и потому решил возвратиться в Афины, к своему учителю Еввулу. После радостной встречи Василий стал раскрывать пред собратьями свое видение мироустройства, и Еввул поражался стройности взглядов бывшего ученика. Естеством любомудрия святитель называл память смертную и полагал, что каждого из нас ожидает по жизни иная слава телесная и иная слава духовная, божественная, потому и в служении в обоих случаях есть разница, в зависимости от цели, которую есть желание достичь. Пред Еввулом Василий разъяснил это следующим примером: «Есть три двери, в одну из которых мы имеем возможность, отворив попасть. За первой дверью находятся мужество, мудрость, правда, целомудрие и подобные добродетели. За второй – невоздержание, блуд, пьянство, бесстудие, лень, языкоболие, ласкание. Входя в нижнюю дверь, мы находим воздержание, кротость, чистоту, страх, стыдливость, милосердие и покаяние и прочие добродетели. Так в какую же дверь нам войти, если за третьей дверью нас ожидает милосердный Господь, Который ожидает и прощает блудного сына, омывает его, очищает, возвращает прежние одежды, украшает палец перстнем?»

Раздав все имущество, святитель Василий с учителем направили стопы свои в Иерусалим. По дороге, в Антиохии, в гостинице, они встретили своего знакомого Филоксена, ученика Лисия, который терзался оттого, что не мог исполнить задания учителя и перевести вирши Гомеровы. Василий помог перевести и объяснил значение мыслей, заложенных в стихах, и когда Филоксен пришел к Лисию с результатом, тот очень удивился и, услышав, что некто молодой Василий помог ему в переводе, тотчас собрался и направился в гостиницу на встречу. После многих бесед с учениками Лисия Василий всех их обрел для Церкви Христовой, и они отправились с Еввулом в Иерусалим, где вскоре приняли крещение в водах Иордана, и Бог явил знамение при крещении в виде слетевшего голубя и сподобил Василия велиих даров. Святитель Василий в Антиохии был поставлен Ермогеном во диакона, много трудился по устроению порядка в монастырях, защищал церковное учение от многих ересей и заблуждений, составил чин литургии, написал много богословских трудов, приведя в Церковь многих образованных людей. При этом он не переставал заботиться о нищих, малоимущих и странниках.

Однажды, когда ариане лукавством лишили православных их же Церкви, святитель обратился к императору, говоря о том, что неправедные действия не принесут пользы его царствованию, и тот разрешил достойным способом разобраться. И тогда Василий Великий предложил затворить двери и опечатать их печатями, и через три дня молиться пред дверьми, и кому Бог их отверзет, те и будут молиться в храме. Первыми пред дверьми читали молитвы ариане, трое суток, и ничего не добились. И тогда православные, совершив литургию, пришли к двери и после молитв и прошения святого Василия дверь распахнулась, чем привела в восторг всех очевидцев, а затем и всех верующих той местности. Множество чудес совершалось святителем, и однажды пришел к нему в храм на богослужение преподобный Ефрем Сирин из далеких мест, который видел в видении столп огненный от земли до неба, такова была благодать на святом Василии Великом. На богослужении Ефрем был рукоположен в диакона, а затем в священнический сан, а его друг был поставлен в диакона, и они оба возвратились в свои места.

Почил святитель уже в престарелом возрасте. У него был знакомый еврей – лекарь, хорошо разбиравшийся в медицине, которому Василий сказал, что он не умрет, пока не крестит его. И вот перед тем, как отойти в мир иной, Василий призвал к себе лекаря, который определил, что до вечера он не доживет. И святитель, поспорив с ним, сказал, что доживет до утра; и тогда лекарь согласился покреститься в том случае, если это действительно произойдет. Утром его пригласили в дом к святому, и он думал, что святитель уже скончался, и был удивлен, увидев его живым, и согласился, чтобы кто-либо из священства совершил над ним таинство, но святитель сказал: «Я сам тебя крещу». И на следующий день, отслужив литургию и причастившись, он крестил всю семью лекаря и затем почил о Бозе. У святителя Василия родные также были великими в христианском доброделании. Его мать, Эмилия, была своим десятерым детям, не только матерью, но и наставницей благочестия, благодаря чему пятеро из них стали святыми. Его сестра Макрина провела всю жизнь в монастыре, а двое братьев Василия Великого тоже стали святителями – это Петр, епископ Севастийский, и другой брат – Григории Нисский, много преуспевший в богословии и познаниях.

В предпраздновании Крещения Господня мы отмечаем память великих святых. Все мы хорошо помним житие преподобного Серафима Саровского, великого подвижника и чудотворца, духовного покровителя монашества, и то, как он потрудился на церковной ниве, как уходил в пустыню, сначала в ближнюю, потом в дальнюю, чтобы отрешиться от мира, предстать Богу и стяжать Духа Святого. Периоды его жизни могут быть сравнимы с подобием Ветхого Завета и Нового Завета. Преподобный Серафим Саровский был насельником Саровского монастыря, но его подвиг превышал обычную монашескую жизнь. Он был призван по молитвам Пресвятой Богородицы и проводил жизнь в суровых подвигах, достигнув особых духовных даров. Пресвятая Богородица являлась преподобному более двенадцати раз, много беседовала с ним и направила его на окормление собранного Ею Дивеевского женского монастыря, для которого он стал подлинным любящим отцом и пастырем. Одним из его прихожан был Иоанн, называвший себя служкой Серафимовым, которого преподобный Серафим многажды увещал не трогать его сироток. Но после смерти преподобного враг рода человеческого, пользуясь пристрастным состоянием Иоанна, настроил его против Дивеева, и тот пообещал: «Змеей вползу, но разорю». И он дошел до митрополита Филарета, который пытался его остановить, а затем до царя, но свою черную волю исполнил, добившись закрытия пестуемого преподобным Серафимом его любимого детища, ныне воскресшего Серафимо-Дивеевского монастыря.

Silvestr_papaR.jpgМного послужил Богу и святитель Сильвестр, Папа Римский, живший в IV веке. Благодаря ему в мировоззрении людей произошел большой перелом, и христианство распространилось по всей Римской империи. С юных лет он отличался милосердием к нищим, заботился о приеме странников, сам омывал их раны и болезненные места. У него тайно жил святой епископ Тимофей, главу которого после его мученической кончины он похоронил и за это был схвачен и мучим, но волей Божией получил свободу. Многих обратил он в христианство, стал диаконом, потом священником, наконец, епископом, и затем его поставили управлять Церковью.

Святитель Сильвестр был очень благоразумный и просвещенный правитель Церкви, прекрасно знал Священное Писание. Во дни глумления над верующими и гонения на Церковь святому Сильвестру приходилось скрываться в горах и ущельях, и в его судьбе большое значение сыграло поставление на царский престол молодого Константина, который, впав в болезнь и покрывшись коростой, изъедаемый червьми и струпьями, призвал врачевателей и ворожеев для того, чтобы они помогли ему исцелиться. После долгого совещания они решили, что его может исцелить только горячая ванна с кровью младенцев. Таково было бесчеловечное решение врачевателей, и молодой Константин согласился. И в день, когда он прибыл для совершения над собою таковой целебной процедуры, увидел на площади множество молодых женщин, стенающих и вопиющих от ужаса. «Почему они так рыдают?» ‒ спросил он у сопровождающих и услышал в ответ, что женщины рыдают по своим потерянным детям. Молодой царь, подумав, что слишком дорога цена исцеления одного, в жертву которого ставятся столько несчастных судеб, потерявших цель и смысл существования, отменил процедуру излечения. И Господь явил ему великую милость: в ночном видении царю Константину явились апостолы Петр и Павел, которые наставили его в вере и объявили, что Господь являет ему Свою неизреченную милость и дарует спасение, которое может совершить над ним Сильвестр, скрывавшийся в то время в горах Соракты. Царь повелел найти и привести к нему скрывавшегося главу Церкви, у которого спросил, кто это такие боги Петр и Павел, которые повелели ему отыскать Сильвестра. «Это не боги, а ученики Христа, поскольку мы поклоняемся одному Богу Христу, принявшему крестные страдания и смерть ради нашего спасения. И для того, чтобы обрести исцеление, тебе должно веровать во единого Бога, поститься, приносить покаянные молитвы и умилостивить Бога многими делами милосердия», ‒ получил он ответ, с которым молодой Константин тут же согласился. И тогда Папа Сильвестр положил ему совершить семидневный покаянный пост, указом закрыть все арианские церкви и идольские капища, освободить находящихся в изгнании и заточении, даровав им свободу, творить благо просящим и милостыню нуждающимся. И царь выполнил все повеленное ему Сильвестром, и во время крещения великий свет осиял храмину, все следы болезни остались в купели, струпы и чешуя с тела отлетели, и здравие возвратилось к молодому царю.

И тогда для всей Византии настало время расцвета православной веры, что, конечно, досаждало иудеям, и они придумывали различные козни и наветы. И тогда император Константин постановил, чтобы были прения о вере, на которые прибыло 120 иудеев, а папа Сильвестр взял с собою лишь несколько священников. На прениях иудеи проявляли неудовольствие в том, что они молятся единому Богу, а христиане молятся Отцу и Сыну и Духу Святому. Сильвестр начал приводить примеры из Святого Писания, но они в ответ ему стали прекословить: «Почему ты пользуешься нашими книгами?» Но Сильвестр сказал: «Из ваших же книг, которым вы верите, мы приведем вам доводы, а наши книги являются для вас чуждыми и лишенными доверия. А в Пророках пишется: “Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его” (Пс. 2, 1–2), или: “Господь рече ко Мне, Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя” (Пс. 2, 7), и многие другие примеры. А о том, что необходимо почитать и Духа Святого, тот же пророк гласит: “Словом Господним небеса утверждены, и духом уст Его вся сила их” (Пс. 32, 6), или “Камо пойду от Духа Твоего” (Пс. 138, 7), или “Послеши Духа Твоего, и созиждутся” (Пс. 103, 30), а Моисей говорит: “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию” (Быт. 1, 26), что также свидетельствует о том, что Бог троичен и Ему достодолжно покланяться». Так Сильвестр победил в словесном состязании с иудеями, на котором присутствовали святые равноапостольные царь Константин и его мать Елена, доказав, что в Ветхом Завете все пророки предсказали Рождество Иисуса Христа. Однако затем иудей именем Замврий, искусный в волховании, попросил привести злобного быка и умертвил его перед царствующими особами, хотя не мог оживить.

sv Silvestr.jpg

Но об этом попросил Бога папа Сильвестр, сказав, что Спаситель Христос пришел в мир не убивать и уничтожать, а дарить жизнь, здравие и счастье, и воскресил быка, даровав ему кроткий и тихий нрав. После этого святитель Сильвестр многие годы управлял Римской Церковью и был очень почитаем римлянами.

Эти святые смолоду сделали выбор, как и широко известные и почитаемые нами преподобные Серафим Вырицкий, Феодосий Кавказский, Феофил Киево-Печерский и многие другие подвижники благочестия. Так и всем, кто искренне и твердо идет к Богу, Бог подает известия, что Он слышит нас и желает нас изменить так, чтобы мы обрели добродетели для вечной жизни.

Наше внимание суетно, ум занят мирскими делами. Нам надо так изменить свою жизнь, чтобы обрести ум, устремленный к Богу, и чтобы наше сердце было открыто для Священного Писания и ощутило великую радость Божественного присутствия.

Иеромонах Александр (Фаут)


Назад

Вступление в Новый Завет с Богом

На восьмой день после Рождества родители принесли в храм Богомладенца для того, чтобы произвести обрезание, как было установлено для всех младенцев мужского пола согласно

2017-01-14

Санкт-Петербургская общественная организация "Общество памяти игумении Таисии"
191144
Россия
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
ул Кирилловская, 11
+7 (812) 710 37 30
Вступление в Новый Завет с Богом
Вступление в Новый Завет с Богом

Вступление в Новый Завет с Богом

14.01.2017

На восьмой день после Рождества родители принесли в храм Богомладенца для того, чтобы произвести обрезание, как было установлено для всех младенцев мужского пола согласно ветхозаветному закону, и Он получил имя Иисус, что значит «Спаситель». Это событие, которое мы празднуем вместе с Церковью с IV века, произошло в знак того, что Господь истинно воплотился, обрел человеческую плоть, ради того, чтобы искупить грехи человечества. Обрезание Господне – свидетельство отсечения человека от Ветхого Завета и вступления в Новый Завет с Богом, обретения возможности отсекать недостатки, присущие каждому, и идти по жизни духовно, соделываясь сотрапезниками вечной жизни.

В эти дни мы празднуем память святых, чья жизнь служит ярким примером выбора духовного пути и учит нас отсечению духа нечестия, исполнению евангельских заповедей и стяжанию Духа Святого.

sv-VasiliV.jpgСвятитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, родился в благочестивой семье в Каппадокии и смолоду был обучен елинской премудрости. Через пять лет обучения он направился в Афины и продолжал обучение у известного в то время ритора Еввула и, обладая прекрасными свойствами разума, усердия, целомудрия и чистоты, он быстро усвоил широкий круг предметов естествознания, географии, философии, софистики. Здесь вместе с ним около пятнадцати лет учились Григорий, который впоследствии был поставлен на кафедре в Назианзине, и Иулиан, ставший затем царем. Круг обширных познаний не устраивал Василия, и он отправился в Египет для изучения вопросов веры из Божественного Писания и целый год подвизался в монастыре у архимандрита Порфирия. Он объездил Египет, Сирию, Палестину, общаясь с христианскими подвижниками, и Новозаветный мир христианского учения в полной мере открылся ему. Он возжелал посетить Иерусалим, по дороге привлекая к вере многих, путающихся в лабиринтах софистики, и потому решил возвратиться в Афины, к своему учителю Еввулу. После радостной встречи Василий стал раскрывать пред собратьями свое видение мироустройства, и Еввул поражался стройности взглядов бывшего ученика. Естеством любомудрия святитель называл память смертную и полагал, что каждого из нас ожидает по жизни иная слава телесная и иная слава духовная, божественная, потому и в служении в обоих случаях есть разница, в зависимости от цели, которую есть желание достичь. Пред Еввулом Василий разъяснил это следующим примером: «Есть три двери, в одну из которых мы имеем возможность, отворив попасть. За первой дверью находятся мужество, мудрость, правда, целомудрие и подобные добродетели. За второй – невоздержание, блуд, пьянство, бесстудие, лень, языкоболие, ласкание. Входя в нижнюю дверь, мы находим воздержание, кротость, чистоту, страх, стыдливость, милосердие и покаяние и прочие добродетели. Так в какую же дверь нам войти, если за третьей дверью нас ожидает милосердный Господь, Который ожидает и прощает блудного сына, омывает его, очищает, возвращает прежние одежды, украшает палец перстнем?»

Раздав все имущество, святитель Василий с учителем направили стопы свои в Иерусалим. По дороге, в Антиохии, в гостинице, они встретили своего знакомого Филоксена, ученика Лисия, который терзался оттого, что не мог исполнить задания учителя и перевести вирши Гомеровы. Василий помог перевести и объяснил значение мыслей, заложенных в стихах, и когда Филоксен пришел к Лисию с результатом, тот очень удивился и, услышав, что некто молодой Василий помог ему в переводе, тотчас собрался и направился в гостиницу на встречу. После многих бесед с учениками Лисия Василий всех их обрел для Церкви Христовой, и они отправились с Еввулом в Иерусалим, где вскоре приняли крещение в водах Иордана, и Бог явил знамение при крещении в виде слетевшего голубя и сподобил Василия велиих даров. Святитель Василий в Антиохии был поставлен Ермогеном во диакона, много трудился по устроению порядка в монастырях, защищал церковное учение от многих ересей и заблуждений, составил чин литургии, написал много богословских трудов, приведя в Церковь многих образованных людей. При этом он не переставал заботиться о нищих, малоимущих и странниках.

Однажды, когда ариане лукавством лишили православных их же Церкви, святитель обратился к императору, говоря о том, что неправедные действия не принесут пользы его царствованию, и тот разрешил достойным способом разобраться. И тогда Василий Великий предложил затворить двери и опечатать их печатями, и через три дня молиться пред дверьми, и кому Бог их отверзет, те и будут молиться в храме. Первыми пред дверьми читали молитвы ариане, трое суток, и ничего не добились. И тогда православные, совершив литургию, пришли к двери и после молитв и прошения святого Василия дверь распахнулась, чем привела в восторг всех очевидцев, а затем и всех верующих той местности. Множество чудес совершалось святителем, и однажды пришел к нему в храм на богослужение преподобный Ефрем Сирин из далеких мест, который видел в видении столп огненный от земли до неба, такова была благодать на святом Василии Великом. На богослужении Ефрем был рукоположен в диакона, а затем в священнический сан, а его друг был поставлен в диакона, и они оба возвратились в свои места.

Почил святитель уже в престарелом возрасте. У него был знакомый еврей – лекарь, хорошо разбиравшийся в медицине, которому Василий сказал, что он не умрет, пока не крестит его. И вот перед тем, как отойти в мир иной, Василий призвал к себе лекаря, который определил, что до вечера он не доживет. И святитель, поспорив с ним, сказал, что доживет до утра; и тогда лекарь согласился покреститься в том случае, если это действительно произойдет. Утром его пригласили в дом к святому, и он думал, что святитель уже скончался, и был удивлен, увидев его живым, и согласился, чтобы кто-либо из священства совершил над ним таинство, но святитель сказал: «Я сам тебя крещу». И на следующий день, отслужив литургию и причастившись, он крестил всю семью лекаря и затем почил о Бозе. У святителя Василия родные также были великими в христианском доброделании. Его мать, Эмилия, была своим десятерым детям, не только матерью, но и наставницей благочестия, благодаря чему пятеро из них стали святыми. Его сестра Макрина провела всю жизнь в монастыре, а двое братьев Василия Великого тоже стали святителями – это Петр, епископ Севастийский, и другой брат – Григории Нисский, много преуспевший в богословии и познаниях.

В предпраздновании Крещения Господня мы отмечаем память великих святых. Все мы хорошо помним житие преподобного Серафима Саровского, великого подвижника и чудотворца, духовного покровителя монашества, и то, как он потрудился на церковной ниве, как уходил в пустыню, сначала в ближнюю, потом в дальнюю, чтобы отрешиться от мира, предстать Богу и стяжать Духа Святого. Периоды его жизни могут быть сравнимы с подобием Ветхого Завета и Нового Завета. Преподобный Серафим Саровский был насельником Саровского монастыря, но его подвиг превышал обычную монашескую жизнь. Он был призван по молитвам Пресвятой Богородицы и проводил жизнь в суровых подвигах, достигнув особых духовных даров. Пресвятая Богородица являлась преподобному более двенадцати раз, много беседовала с ним и направила его на окормление собранного Ею Дивеевского женского монастыря, для которого он стал подлинным любящим отцом и пастырем. Одним из его прихожан был Иоанн, называвший себя служкой Серафимовым, которого преподобный Серафим многажды увещал не трогать его сироток. Но после смерти преподобного враг рода человеческого, пользуясь пристрастным состоянием Иоанна, настроил его против Дивеева, и тот пообещал: «Змеей вползу, но разорю». И он дошел до митрополита Филарета, который пытался его остановить, а затем до царя, но свою черную волю исполнил, добившись закрытия пестуемого преподобным Серафимом его любимого детища, ныне воскресшего Серафимо-Дивеевского монастыря.

Silvestr_papaR.jpgМного послужил Богу и святитель Сильвестр, Папа Римский, живший в IV веке. Благодаря ему в мировоззрении людей произошел большой перелом, и христианство распространилось по всей Римской империи. С юных лет он отличался милосердием к нищим, заботился о приеме странников, сам омывал их раны и болезненные места. У него тайно жил святой епископ Тимофей, главу которого после его мученической кончины он похоронил и за это был схвачен и мучим, но волей Божией получил свободу. Многих обратил он в христианство, стал диаконом, потом священником, наконец, епископом, и затем его поставили управлять Церковью.

Святитель Сильвестр был очень благоразумный и просвещенный правитель Церкви, прекрасно знал Священное Писание. Во дни глумления над верующими и гонения на Церковь святому Сильвестру приходилось скрываться в горах и ущельях, и в его судьбе большое значение сыграло поставление на царский престол молодого Константина, который, впав в болезнь и покрывшись коростой, изъедаемый червьми и струпьями, призвал врачевателей и ворожеев для того, чтобы они помогли ему исцелиться. После долгого совещания они решили, что его может исцелить только горячая ванна с кровью младенцев. Таково было бесчеловечное решение врачевателей, и молодой Константин согласился. И в день, когда он прибыл для совершения над собою таковой целебной процедуры, увидел на площади множество молодых женщин, стенающих и вопиющих от ужаса. «Почему они так рыдают?» ‒ спросил он у сопровождающих и услышал в ответ, что женщины рыдают по своим потерянным детям. Молодой царь, подумав, что слишком дорога цена исцеления одного, в жертву которого ставятся столько несчастных судеб, потерявших цель и смысл существования, отменил процедуру излечения. И Господь явил ему великую милость: в ночном видении царю Константину явились апостолы Петр и Павел, которые наставили его в вере и объявили, что Господь являет ему Свою неизреченную милость и дарует спасение, которое может совершить над ним Сильвестр, скрывавшийся в то время в горах Соракты. Царь повелел найти и привести к нему скрывавшегося главу Церкви, у которого спросил, кто это такие боги Петр и Павел, которые повелели ему отыскать Сильвестра. «Это не боги, а ученики Христа, поскольку мы поклоняемся одному Богу Христу, принявшему крестные страдания и смерть ради нашего спасения. И для того, чтобы обрести исцеление, тебе должно веровать во единого Бога, поститься, приносить покаянные молитвы и умилостивить Бога многими делами милосердия», ‒ получил он ответ, с которым молодой Константин тут же согласился. И тогда Папа Сильвестр положил ему совершить семидневный покаянный пост, указом закрыть все арианские церкви и идольские капища, освободить находящихся в изгнании и заточении, даровав им свободу, творить благо просящим и милостыню нуждающимся. И царь выполнил все повеленное ему Сильвестром, и во время крещения великий свет осиял храмину, все следы болезни остались в купели, струпы и чешуя с тела отлетели, и здравие возвратилось к молодому царю.

И тогда для всей Византии настало время расцвета православной веры, что, конечно, досаждало иудеям, и они придумывали различные козни и наветы. И тогда император Константин постановил, чтобы были прения о вере, на которые прибыло 120 иудеев, а папа Сильвестр взял с собою лишь несколько священников. На прениях иудеи проявляли неудовольствие в том, что они молятся единому Богу, а христиане молятся Отцу и Сыну и Духу Святому. Сильвестр начал приводить примеры из Святого Писания, но они в ответ ему стали прекословить: «Почему ты пользуешься нашими книгами?» Но Сильвестр сказал: «Из ваших же книг, которым вы верите, мы приведем вам доводы, а наши книги являются для вас чуждыми и лишенными доверия. А в Пророках пишется: “Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его” (Пс. 2, 1–2), или: “Господь рече ко Мне, Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя” (Пс. 2, 7), и многие другие примеры. А о том, что необходимо почитать и Духа Святого, тот же пророк гласит: “Словом Господним небеса утверждены, и духом уст Его вся сила их” (Пс. 32, 6), или “Камо пойду от Духа Твоего” (Пс. 138, 7), или “Послеши Духа Твоего, и созиждутся” (Пс. 103, 30), а Моисей говорит: “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию” (Быт. 1, 26), что также свидетельствует о том, что Бог троичен и Ему достодолжно покланяться». Так Сильвестр победил в словесном состязании с иудеями, на котором присутствовали святые равноапостольные царь Константин и его мать Елена, доказав, что в Ветхом Завете все пророки предсказали Рождество Иисуса Христа. Однако затем иудей именем Замврий, искусный в волховании, попросил привести злобного быка и умертвил его перед царствующими особами, хотя не мог оживить.

sv Silvestr.jpg

Но об этом попросил Бога папа Сильвестр, сказав, что Спаситель Христос пришел в мир не убивать и уничтожать, а дарить жизнь, здравие и счастье, и воскресил быка, даровав ему кроткий и тихий нрав. После этого святитель Сильвестр многие годы управлял Римской Церковью и был очень почитаем римлянами.

Эти святые смолоду сделали выбор, как и широко известные и почитаемые нами преподобные Серафим Вырицкий, Феодосий Кавказский, Феофил Киево-Печерский и многие другие подвижники благочестия. Так и всем, кто искренне и твердо идет к Богу, Бог подает известия, что Он слышит нас и желает нас изменить так, чтобы мы обрели добродетели для вечной жизни.

Наше внимание суетно, ум занят мирскими делами. Нам надо так изменить свою жизнь, чтобы обрести ум, устремленный к Богу, и чтобы наше сердце было открыто для Священного Писания и ощутило великую радость Божественного присутствия.

Иеромонах Александр (Фаут)


Назад