Праздник Сретения был установлен, когда уже сложился круг двунадесятых праздников. Хотя он получил известность с конца IV века, до VI века он совершался без особенной торжественности, считаясь не самостоятельным праздником, а всего лишь днем, завершающим 40-дневный цикл после праздника Богоявления.
В VI веке в Антиохии, одной из Римских областей, постоянно умирали от моровой язвы, по нескольку тысяч ежедневно. Так продолжалось долгое время. Однажды епископу Господь открыл, что праздник Сретения надо встречать достойно. И когда прошел крестный ход в день Сретения и совершилось всенощное бдение, болезни отступили. С тех пор Сретение Господне почитается как двунадесятый праздник.
Во времена язычества люди были очень далеки от Бога. При Ветхом Завете иудеи соблюдали Закон, но все-таки события Сретения оказались для них неожиданными, хотя пророками было не раз возвещено явление Самого Господа в мир. Сердце у них было закрыто для истины. Но и другая часть населения, люди благочестивые, и среди них Симеон, тоже усомнилась в возможности такого события. Тогда Симеону было предвозвещено, что он не умрет, пока не увидит собственными глазами Бога.
Он был одним из семидесяти двух ученых толковников-переводчиков, которым в III веке до н. э. по велению египетского царя Птолемея II было поручено перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Во время перевода книги пророка Исайи Симеон, прочитав слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», подумал, что это описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена». Но Ангел Господень не дал ему исправить текст и сообщил, что он не умрет, доколе не убедится в истинности пророчества пророка Исайи.
По преданию, Симеон прожил 360 лет в ожидании этой Встречи. Наконец, этот день настал, и по внушению Духа Святого Симеон пошел в храм. Евангелие повествует, что на сороковой день после Рождества Христова Дева Мария вместе с Иосифом пришли из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся Младенца Иисуса во исполнение Моисеева закона.
Старец Симеон вышел им навстречу и взял Богомладенца на руки со словами: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29–32). Симеон благословил Марию и Иосифа и обратился к Божией Матери: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 34–35).
Святая Церковь назвала Симеона Богоприимцем и прославила его во святых. В воспоминание об этом евангельском событии в богослужении ежедневно звучит Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».
Для нас это тоже очень значимый праздник. Мы находимся в смятенном состоянии, нашим достоянием является только одно свойство – уныние, доходящее до отчаяния, и мы не в силах принимать никаких решений. Ныне праздник Сретения – является Господь, Он освещает душу, дает ей направление, и человек обретает мир в своем сердце. Мы не можем понять этого, человеческим языком этого не выразить, и только святые знают и указывают этот путь. Они оставили все ненужное, ветхое, только ради того, чтобы достичь вечной жизни.
После причастия проходит день-два, и мы снова в том же состоянии пребываем. Но тем не менее, когда мы причащаемся снова, то, конечно, не лицезрим Бога, как праведный Симеон, но все же начинаем более глубоко относиться к богослужению, к иконам, к книгам духовно-нравственного содержания. Наша вера преображается с каждым разом. Вначале мы просто стоим в храме, а потом уже понимаем, что единственная возможность измениться – это открыть душу Богу в покаянии и получить Его благодатную помощь. Мы обретаем свободу от врага, который связал душу, и это происходит только с помощью Божией.
Симеон тоже не понимал, как может произойти встреча с Богом, хотя был очень образованный человек, знал греческий, еврейский языки. Он 360 лет прожил, прежде чем увидел Спасителя, и жил все эти годы благочестиво. Кроме него, много было людей, которые жили ожиданием Мессии. Поэтому никогда не надо унывать, не ставить ничего выше духовного. Жить земным – таким был способ мышления в семьях, где мы родились, где дали такой багаж каждому из нас. Изменить же и себя, и других можно только в храме Божием, через молитву, и помочь своим родным. Это и придает смысл нашей жизни.
Иеромонах Александр (Фаут)
Назад